Воскресенье, 2024-05-19, 9:33 AM
Приветствую Вас Гость | RSS

Информационный менеджмент

Меню сайта

Виды информационного менеджмента, информационное общество, четыре главных вида информационных систем

Выделяют три вида информационного менеджмента:

1)Управление предприятием, организацией;

2)Управление внутренней документацией;

3)Управление публикациями.

Управление предприятием включает вопросы организации источников информации, средств передачи, создания баз данных, технологий обработки данных, обеспечения безопасности данных.

В соответствии с временной протяженностью задач управления различают стратегический информационный менеджмент (СИМ) и оперативный информационный менеджмент (ОИМ). Понятие «стратегический» в отношении информационного менеджмента предполагает, с одной стороны, планомерное определение долгосрочных (на три-пять лет) целей по всем направлениям, с другой стороны - выбор пути достижения поставленной цели и определение набора задач, решение которых ведет к цели. Такие задачи решаются на уровне высшего руководства организации. Выбранные решения долгосрочных задач образуют наборы исходных данных (задания) для оперативного, т.е. наиболее краткосрочного уровня (в сфере обработки информации - это период времени до одного года)

В круг задач менеджмента входят разработка, внедрение, эксплуатация и развитие автоматизированных информационных систем и сетей, обеспечивающих деятельность предприятия (организации). В этих сетях должно быть обеспечено управление информационными ресурсами.

Целевое направление информационного менеджмента - создание нового информационного общества, что сегодня возможно только на базе технологий информационного менеджмента, включая автоматизированные информационные системы как базовый компонент информационного менеджмента и информационного общества.

Информационное общество - концепция постиндустриального общества, в которой главными продуктами производства являются информация и знания. Отличительные черты информационного общества:

- увеличение роли информации и знаний в жизни общества;

- возрастание роли информационных коммуникаций, продуктов и услуг в валовом внутреннем продукте;

- создание глобального информационного пространства, обеспечивающего: эффективное информационное взаимодействие людей; их доступ к мировым информационным ресурсам; удовлетворение их потребностей в информационных продуктах и услугах.

В соответствии с наличием разных направлений деятельности организации, особенностей и уровней структуры различают четыре главных вида информационных систем:

1) Системы эксплуатационного уровня (Executive Support Systems (ESS));

2) Системы уровня знания (Knowledge Work System (KWS));

3) Системы уровня управления (Management Information Systems (MIS));

4) Системы стратегического уровня.

Все эти системы в организациях предназначены для того, чтобы помочь работникам или менеджерам каждого уровня обслуживать функциональные области, такие как продажа и маркетинг, производство, финансы, бухгалтерский учет и человеческие ресурсы. По мере развития компьютеризации, информатизации и методов менеджмента меняются и информационные системы, их структура, возможности и функции. Например, из управляющих систем MIS по мере наращивания интеллектуальных способностей появились системы поддержки принятия решений (Decision Support System (DSS)). В настоящее время MIS преобразуются в системы планирования ресурсов предприятия, или корпоративные информационные системы (Enterprise Resource Planning (ERP)).

Кроме того, на трансформацию ИС влияют и изменения в методах менеджмента. Иерархическая (вертикальная) система управления начинает размываться, на смену ей приходит горизонтальная, связи становятся менее формализованными. Продолжается и процесс преобразования методов ИМ: вместо пооперационного управления сейчас производится реинтеграция (объединение) операций и знаний - появились методы всеобщего управления качеством (Total Quality Management) и их радикальное преобразование - реинжиниринг бизнес-процессов (Business Process Reengineering). Соответственно изменяются и информационные системы. В последние годы стало интенсивно развиваться новое направление менеджмента - управление знаниями, в связи, с чем системы знания KWS приобретают вид систем управления знаниями и электронной «нервной системы» предприятия.

Основным инструментом ИМ являются информационные технологии как совокупность методов, приемов и средств, реализующих информационный процесс в соответствии с заданными требованиями. Информационные технологии позволяют создавать автоматизированные информационные си­стемы субъектов, реализовывать телекоммуникационные среды, обеспечивать взаимодействие этих систем и, следовательно, содействуют созданию единого информационного пространства.

Таким образом, информационный менеджмент можно представить как совокупность информации (основной предмет труда и продукт), информационных технологий (инструмент преобразования информации) и информационной системы (сфера деятельности менеджмента). Все эти составляющие информационного менеджмента имеют существенную спе­цифику, что в итоге отличает информационный менеджмент от менеджмента в других сферах [1].

Ссылка на материал:

1) Информационные технологии в менеджменте (управлении): учебник и практикум / под общ. ред. Ю.Д. Романовой.- М.: Издательство Юрайт, 2014.- 478с.-Серия: Бакалавр. Базовый курс.

Вход на сайт
Поиск