Воскресенье, 2024-05-19, 8:51 AM
Приветствую Вас Гость | RSS

Информационный менеджмент

Меню сайта

Типовой состав функциональных модулей КИС

Финансы. Финансовые инструменты обеспечивают мониторинг финансовых событий в реальном масштабе времени, ведение бухгалтерского и финансового учета в российских и международных стандартах (GAAP, IAS), контроль и управление на всех уровнях организации для поддержки принятия решений. Ядро этого контура составляют правила, создаваемые на основе учетной политики, бухгалтерский учет. Основным учетным регистром является журнал хозяйственных операций (Главная книга), а также регистры «Бухгалтерия дебиторов» и «Бухгалтерия кредиторов».

Инжиниринг (проектные работы). На предприятии выполняются проектные и опытно-конструкторские работы для выпуска новой продукции. С помощью инжиниринга осуществляется управление проектированием и созданием новых видов продукции, поддержка технологических процессов изготовления изделий, учет и техническое обслуживание производственных ресурсов. К основным функциям инжиниринга относятся:

-ведение БД конструкторских изделии для проектирования, конфигурационного управления и отслеживания технологии изготовления изделий;

-ведение БД «Основные фонды» (технологическое оборудование)

-ведение БД «Маршрутные карты технологических процессов изготовления продукции»;

-ведение БД «Технологическая оснастка» для конструирования оснастки;

-управление жизненным циклом изделия; и др.

Логистика. Логистические цепочки представляют собой последовательную реализацию следующих функций: сбыт, закупка, планирование потребностей в материалах, техническое обслуживание и ремонт. Иногда логистические системы разделены на логистику закупок, производства, сбыта и хранения.

Базовые принципы системы логистики: простота (движение товарных потоков прозрачно), гибкость (настройка на различные модели и методы обработки заказов), адаптивность и открытость (упрощение взаимодействия с поставщиками и покупателями). Система логистики может охватывать регионально-распределенный бизнес для группы компаний, их производственные мощности, распределительные центры и торговые офисы, включая партнеров по цепочке поставок (дистрибьюторов, оптовиков, розничную торговую сеть, предприятия-потребители).

Поставки. Реализация цепочки поставок охватывает движение материалов, товаров и услуг, информационные и финансовые потоки по всей цепочке. Глобальный каталог товарно-материальных ценностей обеспечивает унификацию обозначений материалов, повышает точность уровня запасов, все данные вводятся один раз. Выполняется поддержка работы с зарубежными поставщиками и заказчиками, определение наличия товара/спроса на указанную дату (Available to Promise - ATP).

В режиме on-line виден статус заказа по всей цепочке и можно обрабатывать возвраты в различных подразделениях, тем самым повышая гибкость организации и скорость реагирования. Благодаря возможности обработки платежей клиента и поставщика сразу для нескольких компаний группы, консолидации данных и возможности внутреннего выставления счетов, КИС поддерживает отношения в сложных холдинговых структурах. Управление цепочками поставок состоит из трех элементов:

-планирование цепочки поставок;

-реализация цепочки поставок;

-отслеживание эффективности цепочки поставок.

Этот модуль обеспечивает видение всей цепочки поставок (поставщиков, покупателей и т.п.), охватывая прогнозирование, планирование спроса и управление событиями, которое использует интернет - порталы и электронную почту для оповещения, принятия решений и изменения графиков поставок на протяжении всей цепочки.

Планирование цепочки поставок охватывает поток спроса и то, как компании, организации и отдельные подразделения взаимодействуют между собой в ходе поставок. Реализация цепочки поставок охватывает движение материалов, товаров и услуг, информационные и финансовые потоки как вверх, так и вниз по всей цепочке.

Производство. В большинстве КИС реализуется стандарт класса MRP II, ориентированный на базовые модели управления: производство на склад, сборка, изготовление и конструирование под заказ. Предприятия могут иметь различные типы производства: поточное (массовое), серийное, заказное, единичное, партионное (порционное), производство с непрерывным циклом. К основным функциям управления модуля относятся:

-поддержка полного жизненного цикла продукции (Product Lifecycle Management - PLM) - для готовой продукции рассматриваются технологические маршруты, конструкторская спецификация, производственное оборудование, квалификация персонала, техническое обслуживание и т.п.;

-планирование производственной программы - осуществляется на основе заказов сбыта, прогноза спроса и обеспеченности материалами и производственным оборудованием;

-планирование потребности в материалах - выполняется с учетом производственной программы, складских запасов, запланированных поступлений материалов и отгрузки готовой продукции;

-определение оптимальных размеров партий производства продукции с учетом страхового запаса и срока покрытия заказов;

-планирование потребностей в производственных мощностях, определение реальных сроков выполнения производственной программы с учетом производственных мощностей; расчет загрузки производственных ресурсов;

-формирование производственной логистики на уровне цехов предприятия с дискретным и процессным производством (детальное планирование, контроль выполнения, контроль качества и отслеживание единиц произведенной продукции); и др.

Персонал. Эффективное управление человеческими ресурсами предполагает анализ потребности в персонале, ведение кадрового учета, учет отработанного времени, расчет заработной платы и премий, планирование карьерного и профессионального роста и обучения. Основная проблема - нехватка квалифицированных кадров, вследствие чего подбор (найм) работников является первостепенной задачей, решение которой предполагает:

-создание информационной базы о должностях и вакансиях с указанием требований к уровню знаний и навыков кандидатов;

-учет кандидатов;

-подбор кандидатов для заполнения вакансии;

-назначение кандидатов; и др.

Управление персоналом требует планирования карьерного роста сотрудников. Для проведения обучения и повышения квалификации сотрудников разрабатываются планы проведения учебных мероприятий. Расчет заработной платы основан на ведении табельного учета Корпоративная информационная система обеспечивает:

-различные процедуры регистрации табеля рабочего времени:

-минимум ручной регистрации данных;

-оперативный доступ к данным о фактически отработанном времени;

-контроль табеля учета рабочего времени самим работником:

-анализ и формирование отчетной документации; и пр.

Для крупных предприятий затраты на командировочные расхода составляют значительную величину. В КИС автоматизирован расчет затрат на командировки (суточные, билеты, карманные расходы и другие виды командировочных затрат).

Технологии интернет-порталов позволяют реализовать концепцию самостоятельного ведения личных дел (Employee Self-service - ESS). Доступ к фрагментам личных дел позволяет сотрудникам проверять правильность информации о себе, параллельно уменьшая загрузку работников отдела кадров.

Компоненты общего назначения. К компонентам общего назначения КИС относятся:

-управление электронным документооборотом;

-управление проектами (Project Management);

-оценка эффективности бизнеса;

-информационно-технологический компонент; и др.

Работа компонентов общего назначения построена на тесной интеграции со всеми функциональными модулями КИС. Для оценки и управления эффективностью функционирования предприятия используют:

-концепцию сбалансированной системы показателей (Balanced Scorecard - BSC), систему функциональных показателей (Functional Scorecard - FSC), систему процессных показателей (Process Scorecard - PS);

-ключевые показатели эффективности - факторы успеха (Key Performance Indicators -KEI);

-оперативную аналитическую обработку данных (On-Line Analitycal Processing - OLAP);

-генерацию отчетов; и др.

Эффективность документооборота компании обеспечивается за счет высокого качества подготовки документов, расширения возможностей стандартных текстовых редакторов, автоматизированного ввода данных первичных документов (сканирование и программное распознавание графических образов). На логическом уровне документ представляет собой набор атрибутов, который поддерживает связь документов с бизнес-объектами. Для каждого документа определяется уровень безопасности, профили доступа пользователей, маршрут движения.

Управление проектами используется для координации выполнения соответствующих процедур КИС, стратегического планирования, оперативного управления, бюджетного планирования и стоимостного анализа работ, анализа рисков и др. Средствами системы управления проектами осуществляется поддержка основных этапов жизненного цикла проектов любого типа (инвестиционных, организационных, бизнес-процессов).

Технологическая платформа современных КИС в большинстве случаев основана на пятиуровневой архитектуре и открытых стандартах взаимодействия с внешними источниками данных, программными системами (XML, Java и .NET).

Значительное число КИС имеет свою методологию и инструменты проектирования, разработки, установки и администрирования системы.

Ключевыми компонентами технологической платформы КИС являются:

-функциональная настройка - конфигурирование функциональных модулей;

-техническая настройка - смена аппаратной платформы, системного программного обеспечения (модели СУБД, типа операционной системы);

-возможность выбора языка интерфейса, соответствие требованиям национальных стандартов, законодательным актам; наличие лицензий и сертификатов на программное обеспечение;

-администрирование (идентификация и аутентификация пользователей; санкционированный доступ пользователей к информационным ресурсам базам данных, документам; разделение прав доступа к различным функциям и данным при многопользовательской работе; создание профилей пользователей (параметры рабочего сеанса пользователя: размеры и цвета экранных окон; параметры экранных шрифтов; структура и доступные пункты генерального меню); и др.

Предлагаемые на рынке программных продуктов «коробочные» КИС можно разделить на две группы по признаку страны происхождения: отечественные («Галактика ERP», «Парус», «Босс», «Лагуна», «Флагман» и др.) и зарубежные (SAP R/3, IFP, Oracle Finance, BAAN, Scala, Microsoft Axapta и др.). Эксперты дают диаметрально противоположные оценки программного обеспечения КИС отечественных и зарубежных производителей. Некоторые считают, что отечественные разработки отличаются в лучшую сторону от западных новизной информационных технологий в связи с тем, что эти системы создавались в более позднем периоде и соответствуют специфике национальной экономики. Другие эксперты считают, что только зарубежные КИС соответствуют всем необходимым требованиям, и отечественные разработки серьезно уступают им в функциональности.

Решение о создании КИС предприятия является ответственным этапом. Основное внимание при выборе программного обеспечения должно быть направлено на анализ и оценку параметров КИС:

-фирма-поставщик (история фирмы, время существования, сведения о внедрениях, объемы продаж, сведения о рекламациях и т.п.);

-программный продукт (функциональная полнота и методы управления; модульность построения; типы операционных и технических платформ; базовые информационные технологии, открытость архитектуры и интеграция с программными продуктами; сложность настройки и адаптации; требования к квалификации персонала и др.);

-готовность корпорации к внедрению КИС (осознание проблемы повышения эффективности управления, состояние инфраструктуры информационной системы, квалификация управленческого персонала, перспективы отношений с клиентами, финансовое состояние предприятия и т.п.).

После экспертизы характеристик объекта управления и требований к КИС и характеристик ее программных продуктов осуществляется выбор КИС. Как правило, выбор осуществляется в два этапа: предварительный и окончательный. Сроки внедрения КИС зависят от степени готовности объекта и системы управления к нововведениям, применяемой методологии внедрения [1].

 

Ссылка на использованный материал:

1) Информационные системы и технологии в экономике и управлении: учебник для бакалавров / под ред. В.В. Трофимова.- 4-е изд., перераб. и доп.- М.: Издательство Юрайт, 2013.- 542с.- Серия: Бакалавр. Базовый курс.

Вход на сайт
Поиск