Меню сайта
|
Общие свойства КИСИнструментальные средства компьютерных технологий, применяемые для разработки информационных систем управления, можно делить на классы в зависимости: -от принадлежности к определенным этапам (фазам) жизненного цикла информационной системы; -массовости использования - типовые решения различного уровня общности, имеющие обобщенное название «коробочные» (тиражные) программные продукты, и оригинальные («под заказ») разработки программного обеспечения; -охвата этапов процесса разработки программного обеспечения информационных систем - локальные (отдельные этапы) и комплексные инструментальные средства; -методологии проектирования информационных систем и технологий - структурный анализ и проектирование (Structured Analysis and Design Technique - SADT) и/или объектно-ориентированное проектирование/программирование (Object Oriented Program and Project - OOPP); -степени универсальности инструментальных средств (тип аппаратно-программной платформы для их применения). Жизненный цикл информационных систем и технологий охватывает фазы анализа, проектирования, внедрения, эксплуатации. Существует специализированный класс инструментальных средств под общим названием CASE (Computer Added System Engineering) - средства компьютерного проектирования, или CASE- технологии, которые также можно разделить на подклассы инструментальных средств поддержки процесса проектирования: -приложений (программных средств - спецификация требований, алгоритмизация и программирование, отладка, документирование программ); -баз данных (моделирование данных, проектирование логической и физической модели базы данных, разработка технологии создания и администрирования базы данных); -информационных технологий управления для бизнес-процессов (анализ, моделирование и реализация бизнес-процессов с использованием средств информационных технологий). При проектировании информационных технологий управления бизнес-процессами (Business-Process Management System - BPMS) большое значение имеет идентификация основных (ключевых) бизнес-процессов, их формализованное описание, анализ и имитационное моделирование эффективности их выполнения. Для оценки эффективности затрат на информационные технологии аналитической компанией «Gartner Group» в конце 1980-х гг. была предложена методика совокупной стоимости владения (Total Cost Ownership - ТСО), которая учитывает различные виды разовых и текущих затрат на приобретение или проектирование информационных технологий, аппаратно-программные средства, подготовку объекта управления к внедрению информационных технологий, включая обучение и повышение квалификации сотрудников, реорганизацию бизнес-процессов и др. Кроме явных («прямых») затрат учитываются неявные (скрытые) затраты, обусловленные потерями в бизнес-сфере из-за некачественной работы информационных технологий. Показатель ТСО может применяться на основных этапах жизненного цикла информационной системы, позволяет учесть как существующие, так и планируемые затраты на информационное обслуживание управленческой деятельности, рассчитывается за 1, 3,5лет эксплуатации информационных технологий. Мировой опыт внедрения КИС показывает, что вариант адаптации тиражных программных продуктов КИС минимизирует совокупную стоимость владения и обеспечивает гарантированный уровень качества проектных решений. «Коробочные» программные продукты КИС имеют специальные настройки для различных предметных областей - отраслей экономики (отраслевые решения), типов предприятий и организаций (банки, промышленные предприятия, корпорации, предприятия транспорта, связи, социальной сферы и т.п.). Практически все «коробочные» КИС построены по модульному принципу, что позволяет реализовать модульный подход к созданию КИС. Разработка и эксплуатация КИС, имеющей модульную структуру, позволяет обеспечить внедрение или модернизацию отдельных функциональных модулей при сохранении работоспособности ядра КИС. Функциональную полноту КИС можно выразить как сумму ядра КИС и набора функциональных модулей. Функциональные модули КИС поддерживают стандартные интерфейсы взаимодействия с базой данных (БД) и другими функциональными модулями. Корпоративные информационные системы имеют следующие общие свойства. 1.Поддержка стандартов управления 1.1. MRP II (Manufacturing Resource Planning) - планирование производственных ресурсов (материальных, трудовых, ресурсов оборудования). 1.2. ERP (Enterprise Resource Planning) - полнофункциональное управление всеми видами ресурсов (материальными, трудовыми, финансовыми, ресурсами оборудования). 1.3. ERP II (Enterprise Resource Planning) - полнофункциональное управление всеми видами ресурсов (материальными, трудовыми, финансовыми, ресурсами оборудования), реализация бизнес-процессов в среде Интернет. 1.4. ISO-9000 - международный стандарт качества; и др. 2.Масштабирование КИС К созданию КИС приступают, как правило, крупные предприятия и организации, для которых необходимо обеспечить «управляемость». Рост масштаба объекта управления в связи с возрастанием числа внутренних пользователей, увеличением интенсивности информационных потоков, ростом объемов хранимых данных, увеличением количества и размерности решаемых задач выражается в изменении требований к информационным технологиям. 3.Корпоративные сетевые коммуникации Все многообразие компьютерных сетей: локальные (ЛВС), ассоциация ЛВС, Интернет, Интранет, Экстранет - обеспечивает поддержку совместной работы территориально распределенных пользователей, взаимодействие с удаленными информационными источниками, совместное использование сетевого оборудования, данных и программ. 4.Многоплатформенность технологий Информационные технологии КИС ориентированы на использование вычислительной техники различных классов и разнородных операционных систем. В ряде случаев это многообразие является объективной основой эффективной реализации информационных технологий. Корпоративные информационные системы создаются как открытые системы, которые допускают замену и дополнение программно-технических компонентов. 5.Специальные корпоративные информационные технологии 5.1.Бизнес-моделирование КИС. Бизнес-процессы КИС обладают масштабом выполняемых функций, сложной организацией взаимодействия компонентов - процедур управления (действий). Для обеспечения эффективности бизнес-процессов осуществляется их реинжиниринг (Business Process Reengineering - ВPR), который основан на описании, анализе, моделировании и проектировании. Идея ВPR принадлежит М. Хамеру (1992 г.), который выдвинул ряд принципов: -организация работы вокруг желаемого результата вместо решения разрозненных задач; -передача контроля и принятия решений (в том числе и всей сопутствующей информации) в руки исполнителей; -назначение заинтересованных лиц исполнителями; -централизация информации о процессах. Важнейшим результатом BPR является ориентированный на процессы подход к бизнесу. Методология реинжиниринга включает в себя следующие этапы: -стратегическое планирование BPR; -идентификация всех бизнес-процессов; -отбор бизнес-процессов для ВPR; -создание карт бизнес-процессов (карт потока рабочих процессов, структуры сбоев в потоках рабочих процессов); -анализ значительных улучшений бизнес-процессов; -новаторские улучшения бизнес-процессов; -внедрение бизнес-процессов, прошедших BPR; -измерение эффективности бизнес-процессов, прошедших BPR. К наиболее популярным инструментальным средствам описания и моделирования бизнес-процессов относятся All Fusion Modeler (ERWin Data Modeler, BPWin Process Modeler), ARIS, Rational Rose Casewise, IBM WebSphere Business Modeler и др. Эти средства поддерживают большинство стандартов графического представления бизнес-процессов и структур баз данных: -IDEF0 (методологии семейства Integrated Computer-Aided Manufacturing - ICAM для моделирования сложных систем) - функциональная декомпозиция бизнес-процесса; -IDEF3 - моделирование технологических процессов; -DFD - моделирование потоков данных для разработки схемы документооборота, выбора мест хранения данных; базы данных; -BPMN (Business Process Modeling Notation) - нотация для моделирования бизнес-процессов, поддерживаемая Object Management Group; -UML (Unified Modeling Language) - унифицированный язык объектного программирования. 5.2.Корпоративные сети (Интранет). Сеть объединяет несколько рабочих станций и различные типы серверов: сервер базы данных, сервер приложений (бизнес-логики), сервер представлений (презентации), сервер факс-модем, сервер печати, прокси-сервер, шлюз межкорпоративных связей и др. Специализация серверов и открытость архитектуры КИС обеспечивают высокую производительность обработки транзакций, возможность оперативной замены серверов, оптимизацию расхода вычислительных ресурсов и т.п. 5.3.Сервисно-ориентированная архитектура приложений (Services-oriented architecture — SOА) - модульный подход к разработке программного обеспечения для их многократного использования в виде сервисов (служб) или web-сервисов с помощью стандартных протоколов на основе промышленной платформы интеграции (платформы IBM WebSphere, Microsoft Windows Communication Foundation, SAP NetWeaver и др.). 5.4.Облачные вычисления (cloud computing). Предназначены для обеспечения повсеместного доступа к вычислительным ресурсам провайдеров (ИТ-инфраструктуре, программным продуктам, производственным площадям) в целях сокращения затрат на информационные технологии, их преобразования в эксплуатационные (операционные) вместо капитальных (инвестиционных). Важнейшими характеристиками облачных вычислений являются: -самообслуживание по требованию (self service on demand), пользователь сам определяет состав, объем и качество получаемых информационно-вычислительных услуг, выбирает их провайдеров; -доступ по сети к информационно-вычислительным услугам провайдеров; -предоставление ресурсов провайдерами в массовом порядке, требования высокой доступности (high availability), надежности, работоспособности, масштабирования ИТ-инфраструктуры провайдера (аппаратная и программная платформы, прикладные про граммы, базы данных). По форме собственности ИТ-инфраструктуры и ее использованию различают: -частное облако (private cloud) ИТ-инфраструктура используется организацией как бы «для себя», а в качестве потребителей выступают собственные подразделения конечные пользователи своей организации, но также могут быть и внешние клиенты; -публичное облако (public cloud) ИТ-инфраструктура - собственность провайдера, которую он предоставляет для свободного использования массовым потребителям информационно-вычислительных услуг; -общественное облако (community cloud) -ИТ-инфраструктура провайдера, доступ к которой ограничен, используется для удовлетворения нужд определенного сообщества (корпорации). Выделяют три разновидности информационно-вычислительных услуг: 1)программное обеспечение как услуга, или SaaS (Software- as-a-Service), - прикладное программное обеспечение провайдера доступно для клиентов (конфигурация «тонкого клиента»); 2)платформа как услуга, или PaaS (Platform-as-a-Service), - аренда ИТ-инфраструктуры провайдера в части программной платформы, аппаратных средств; 3)инфраструктура как услуга, или IaaS (Infrastructure-as-a- Service), - аренда ИТ-инфраструктуры провайдера в части аппаратных средств. 5.5.Создание систем поддержки принятия решений (Decision Support System - DSS), применение методов интеллектуального анализа данных (извлечение знаний из информации — Data mining, интеллектуальный анализ бизнеса - Business Intelligence и др.). 6. Интеграция предприятий с внешней средой Процессы в КИС реализованы в виде потоков бизнес-операций обработки бизнес-объектов, содержащих: ядро - данные (свойства) объекта; бизнес-логику объекта - набор правил и ограничений (методы обработки объекта); интерфейс - независимое от платформы описание бизнес-объекта для его применения во внешних информационных системах. Для бизнес-объекта применяются разнообразные технологии доступа: компонентная модель объектов - COM (Component Object Model), распределенная компонентная модель объектов - DCOM (Distributed СОМ), удаленный вызов процедур (функций и методов обработки объекта) - RFC (Remote Function Call) и др. Интерфейс программирования бизнес-приложений BAPI (Business Application Program Interface) обеспечивает обработку бизнес-объектов, создание библиотек классов объектов й связанных с ними методов обработки. 7. Обеспечение высокого качества информации для принятий управленческих решений, надежность и защищенность КИС Отличительной особенностью КИС является комплексность, взаимосвязь автоматизируемых бизнес-процессов планирования, контроля, учета и анализа деятельности предприятия. Система обладает открытостью и гибкостью компонентной архитектуры, состоит из ряда интегрированных модулей, объединенных в контуры (подсистемы) управления. Методы планирования и контроля выполнения производственных и снабженческих заказов во взаимосвязи с задачами сбыта, методы контроллинга затрат на продукт, функции регистрации выполнения заказов и контроля качества технологических процессов и продукции обеспечивают: -увеличение объема производства (объема продаж); -сокращение материальных запасов и незавершенного производства (оборотных средств); -снижение издержек производства (себестоимости); -повышение фондоотдачи технологического оборудования (рентабельности капитала) и сглаживание нагрузки производственных мощностей; -повышение качества продукции и уменьшение брака; и т.п.
Ссылка на использованный материал: 1) Информационные системы и технологии в экономике и управлении: учебник для бакалавров / под ред. В.В. Трофимова.- 4-е изд., перераб. и доп.- М.: Издательство Юрайт, 2013.- 542с.- Серия: Бакалавр. Базовый курс. |
Поиск
|