Классификация ИС по различным признакам
Информационные системы, являясь объектами реального мира, классифицируются по различным признакам: по архитектуре, степени автоматизации, характеру обработки данных, сфере применения, охвату задач (масштабности).
По архитектуре ИС подразделяются:
-на настольные (desktop), или локальные, ИС, в которых все компоненты (БД, СУБД, клиентские приложения) находятся на одном компьютере;
-распределенные (distributed) ИС, в которых компоненты распределены по нескольким компьютерам.
Распределенные ИС, в свою очередь, подразделяются:
•на файл-серверные ИС (ИС с архитектурой «файл-сервер»);
•клиент-серверные ИС (ИС с архитектурой «клиент-сервер»).
В файл-серверных ИС база данных находится на файловом сервере, а СУБД и клиентские приложения находятся на рабочих станциях.
В клиент-серверных ИС база данных и СУБД находятся на сервере, а на рабочих станциях находятся клиентские приложения.
В свою очередь, клиент-серверные ИС подразделяются на двухзвенные и многозвенные. В двухзвенных (two-tier) ИС всего два типа звеньев: сервер баз данных, на котором находятся БД и СУБД (back-end), и рабочие станции, на которых находятся клиентские приложения (front-end). Клиентские приложения обращаются к СУБД напрямую.
В многозвенных (multi-tier) ИС добавляются промежуточные звенья - серверы приложений (application servers). Пользовательские клиентские приложения не обращаются к СУБД напрямую, они взаимодействуют с промежуточными звеньями. Типичный пример применения многозвенности - современные веб-приложения, использующие базы данных. В таких приложениях помимо звена СУБД и клиентского звена, выполняющегося в веб-браузере, имеется, как минимум, одно промежуточное звено - веб-сервер с соответствующим серверным программным обеспечением (ПО).
По степени автоматизации ИС подразделяются:
•на автоматизированные - информационные системы, в которых автоматизация может быть неполной (т. е. требуется постоянное вмешательство персонала);
•автоматические - информационные системы, в которых автоматизация является полной, т. е. вмешательство персонала не требуется или требуется только эпизодически.
«Ручные» ИС (без компьютера) существовать не могут, поскольку действующие определения предписывают обязательное наличие в составе ИС аппаратно-программных средств. Вследствие этого понятия «автоматизированная информационная система», «компьютерная информационная система» и просто «информационная система» являются синонимами.
По характеру обработки данных ИС подразделяются:
•на информационно-справочные, или информационно-поисковые, ИС, в которых нет сложных алгоритмов обработки данных, а целью системы является поиск и выдача информации;
•ИС обработки данных, или решающие ИС, в которых данные подвергаются обработке по сложным алгоритмам. К таким системам, в первую очередь, относятся автоматизированные системы управления и системы поддержки принятия решений.
По сфере применения ИС подразделяются на множество типов Поскольку ИС создаются для удовлетворения информационных потребностей в рамках конкретной предметной области, то каждой предметной области (сфере применения) соответствует свой тип ИС. Перечислять все типы не имеет смысла, так как количество предметных областей велико, но можно указать в качестве примеру следующие типы ИС:
•экономическая ИС - информационная система, предназначенная для выполнения функций управления на предприятии;
•медицинская ИС - информационная система, предназначенная для использования в лечебном или лечебно-профилактическом учреждении;
•географическая ИС - информационная система, обеспечивающая сбор, хранение, обработку, доступ, отображение и распространение пространственно-координированных данных (пространственных данных).
По охвату задач (масштабности) ИС подразделяются:
•на персональные ИС, предназначенные для решения некоторого круга задач одного человека;
•групповые ИС, ориентированные на коллективное использование информации членами рабочей группы;
•корпоративные ИС, охватывающие (в идеале) все информационные процессы целого предприятия, достигая их полной согласованности, безызбыточности и прозрачности. Такие системы иногда называют системами комплексной автоматизации предприятия.
Классификация ИС предприятия
Информационные системы предприятия могут принадлежать к одной из следующих категорий, каждая из которых занимает определенную нишу в производственном цикле, выполняя необходимые действия с информационным обеспечением предприятия:
•MRP II (Manufacturing Resource Planning) — система производственного планирования, обеспечивающая как операционное, так и финансовое планирование производства; представляет собой развитие системы MRP;
•ERP (Enterprise Resource Planning) — система планирования и управления ресурсами предприятия; представляет собой развитие системы MRP II;
•ERP II — дальнейшее развитие концепции ERP, отличающееся вовлечением в сферу планирования и управления партнеров, потребителей и торгового сообщества. Новую концепцию организации управления бизнесом называют коллаборативной коммерцией (c-commerce);
•PLM (Product Lifecycle Management) — система, реализующая технологию управления жизненным циклом изделий;
•CSRP (Customer Synchronized Resource Planning) — система планирования ресурсов, синхронизованного с покупателем;
•SRM (Supplier Relatonship Management) — система управления взаимоотношениями с поставщиками;
•CRM (Customer Relationship Management) — модель взаимодействия, полагающая, что центром всей философии бизнеса является клиент, а основными направлениями деятельности являются меры по поддержке эффективного маркетинга, продаж и обслуживания клиентов;
•SCM (Supply Chain Management) — система управления цепями поставок;
•ЕСМ (Enterprise Content Management) — стратегическая инфраструктура и техническая архитектура для поддержки единого жизненного цикла неструктурированной информации (контента) различных типов и форматов;
•СРМ (Corporate Performance Management) — концепция управления эффективностью бизнеса, охватывающая весь спектр задач в области стратегического и финансового управления компанией;
•HRM (Human Resource Management) область знаний и практической деятельности, направленная на своевременное обеспечение организации персоналом и оптимальное его использование;
•EАМ (Enterprise Asset Management) — информационная система, предназначенная в основном для автоматизации процессов, связанных с техническим обслуживанием оборудования, его ремонтом, а также с послепродажным обслуживанием этого оборудования;
-EDMS (Electronic Document Management) — система управления документами предприятия;
•Workflow — система, отвечающая за документооборот предприятия в комплексе, начиная от простого поручения до конечных маршрутов и версий используемых документов; развитием Workflow явились системы класса ВРМ (Business Process Management);
•Collaboration — система, отвечающая за электронное взаимодействие людей, но не формализованное, как Workflow, и не просто «архив», как EDMS;
•OLAP (Online Analytical Processing) — концепция аналитической обработки больших массивов данных в реальном времени [1].
Ссылка на использованный материал:
1) Проектирование информационных систем: учебник для студ. Учреждений высш. проф. Образования / В.В. Белов, В.И. Чистякова; под ред. В.В. Белова - М.: Издательский центр «Академия», 2013.-352с.-(Сер. Бакалавриат)