Воскресенье, 2024-05-19, 11:24 AM
Приветствую Вас Гость | RSS

Информационный менеджмент

Меню сайта

Классификация ИС

Классификация ИС по различным признакам

Информационные системы, являясь объектами реального мира, классифицируются по различным признакам: по архитектуре, степени автоматизации, характеру обработки данных, сфере применения, охвату задач (масштабности).

По архитектуре ИС подразделяются:

-на настольные (desktop), или локальные, ИС, в которых все компоненты (БД, СУБД, клиентские приложения) находятся на одном компьютере;

-распределенные (distributed) ИС, в которых компоненты распределены по нескольким компьютерам.

Распределенные ИС, в свою очередь, подразделяются:

•на файл-серверные ИС (ИС с архитектурой «файл-сервер»);

•клиент-серверные ИС (ИС с архитектурой «клиент-сервер»).

В файл-серверных ИС база данных находится на файловом сервере, а СУБД и клиентские приложения находятся на рабочих станциях.

В клиент-серверных ИС база данных и СУБД находятся на сервере, а на рабочих станциях находятся клиентские приложения.

В свою очередь, клиент-серверные ИС подразделяются на двухзвенные и многозвенные. В двухзвенных (two-tier) ИС всего два типа звеньев: сервер баз данных, на котором находятся БД и СУБД (back-end), и рабочие станции, на которых находятся клиентские приложения (front-end). Клиентские приложения обращаются к СУБД напрямую.

В многозвенных (multi-tier) ИС добавляются промежуточные звенья - серверы приложений (application servers). Пользовательские клиентские приложения не обращаются к СУБД напрямую, они взаимодействуют с промежуточными звеньями. Типичный пример применения многозвенности - современные веб-приложения, использующие базы данных. В таких приложениях помимо звена СУБД и клиентского звена, выполняющегося в веб-браузере, имеется, как минимум, одно промежуточное звено - веб-сервер с соответствующим серверным программным обеспечением (ПО).

По степени автоматизации ИС подразделяются:

•на автоматизированные - информационные системы, в которых автоматизация может быть неполной (т. е. требуется постоянное вмешательство персонала);

•автоматические - информационные системы, в которых автоматизация является полной, т. е. вмешательство персонала не требуется или требуется только эпизодически.

«Ручные» ИС (без компьютера) существовать не могут, поскольку действующие определения предписывают обязательное наличие в составе ИС аппаратно-программных средств. Вследствие этого понятия «автоматизированная информационная система», «компьютерная информационная система» и просто «информационная система» являются синонимами.

По характеру обработки данных ИС подразделяются:

•на информационно-справочные, или информационно-поисковые, ИС, в которых нет сложных алгоритмов обработки данных, а целью системы является поиск и выдача информации;

•ИС обработки данных, или решающие ИС, в которых данные подвергаются обработке по сложным алгоритмам. К таким системам, в первую очередь, относятся автоматизированные системы управления и системы поддержки принятия решений.

По сфере применения ИС подразделяются на множество типов Поскольку ИС создаются для удовлетворения информационных потребностей в рамках конкретной предметной области, то каждой предметной области (сфере применения) соответствует свой тип ИС. Перечислять все типы не имеет смысла, так как количество предметных областей велико, но можно указать в качестве примеру следующие типы ИС:

•экономическая ИС - информационная система, предназначенная для выполнения функций управления на предприятии;

•медицинская ИС - информационная система, предназначенная для использования в лечебном или лечебно-профилактическом учреждении;

•географическая ИС - информационная система, обеспечивающая сбор, хранение, обработку, доступ, отображение и распространение пространственно-координированных данных (пространственных данных).

По охвату задач (масштабности) ИС подразделяются:

•на персональные ИС, предназначенные для решения некоторого круга задач одного человека;  

•групповые ИС, ориентированные на коллективное использование информации членами рабочей группы;

•корпоративные ИС, охватывающие (в идеале) все информационные процессы целого предприятия, достигая их полной согласованности, безызбыточности и прозрачности. Такие системы иногда называют системами комплексной автоматизации предприятия.

Классификация ИС предприятия

Информационные системы предприятия могут принадлежать к одной из следующих категорий, каждая из которых занимает определенную нишу в производственном цикле, выполняя необходимые действия с информационным обеспечением предприятия:

•MRP II (Manufacturing Resource Planning) — система производственного планирования, обеспечивающая как операционное, так и финансовое планирование производства; представляет собой развитие системы MRP;

•ERP (Enterprise Resource Planning) — система планирования и управления ресурсами предприятия; представляет собой развитие системы MRP II;

•ERP II — дальнейшее развитие концепции ERP, отличающееся вовлечением в сферу планирования и управления партнеров, потребителей и торгового сообщества. Новую концепцию организации управления бизнесом называют коллаборативной коммерцией (c-commerce);

•PLM (Product Lifecycle Management) — система, реализующая технологию управления жизненным циклом изделий;

•CSRP (Customer Synchronized Resource Planning) — система пла­нирования ресурсов, синхронизованного с покупателем;

•SRM (Supplier Relatonship Management) — система управления взаимоотношениями с поставщиками;

•CRM (Customer Relationship Management) — модель взаимодей­ствия, полагающая, что центром всей философии бизнеса явля­ется клиент, а основными направлениями деятельности являются меры по поддержке эффективного маркетинга, продаж и обслу­живания клиентов;

•SCM (Supply Chain Management) — система управления цепями поставок;

•ЕСМ (Enterprise Content Management) — стратегическая инфра­структура и техническая архитектура для поддержки единого жиз­ненного цикла неструктурированной информации (контента) раз­личных типов и форматов;

•СРМ (Corporate Performance Management) — концепция управле­ния эффективностью бизнеса, охватывающая весь спектр задач в области стратегического и финансового управления компани­ей;

•HRM (Human Resource Management) область знаний и практи­ческой деятельности, направленная на своевременное обеспечение организации персоналом и оптимальное его использование;

•EАМ (Enterprise Asset Management) — информационная систе­ма, предназначенная в основном для автоматизации процессов, связанных с техническим обслуживанием оборудования, его ре­монтом, а также с послепродажным обслуживанием этого обо­рудования;

-EDMS (Electronic Document Management) — система управления документами предприятия;

•Workflow — система, отвечающая за документооборот предприятия в комплексе, начиная от простого поручения до конечных марш­рутов и версий используемых документов; развитием Workflow явились системы класса ВРМ (Business Process Management);

•Collaboration — система, отвечающая за электронное взаимодей­ствие людей, но не формализованное, как Workflow, и не просто «архив», как EDMS;

•OLAP (Online Analytical Processing) — концепция аналитической обработки больших массивов данных в реальном времени [1].

 

Ссылка на использованный материал:

1) Проектирование информационных систем: учебник для студ. Учреждений высш. проф. Образования / В.В. Белов, В.И. Чистякова; под ред. В.В. Белова - М.: Издательский центр «Академия», 2013.-352с.-(Сер. Бакалавриат)

Вход на сайт
Поиск