Воскресенье, 2024-05-19, 11:24 AM
Приветствую Вас Гость | RSS

Информационный менеджмент

Меню сайта

Информационная поддержка управленческой деятельности

Одним из основных отличий аналитической системы от системы оперативной обработки данных является не столько большой объем обрабатываемых данных, сколько необходимость поддерживать обработку произвольных, заранее нерегламентированных запросов из различных источников информации.

Предварительная классификация источников информации. Информационное, программное и техническое обеспечение призвано систематизировать как внутренние, так и внешние источники информации. В качестве внутренних источников информации могут выступать:

-транзакционные системы, предназначенные для операционной работы, в том числе с клиентами, включая клиентов филиалов и представительств;

-система внутрифирменного электронного документооборота;

-документы из электронных хранилищ;

-документы на бумажных носителях.

К внешним источникам информации относятся:

-информационные агентства, поставляющие данные, как в электронном виде, так и на бумажных носителях;

-законодательные и регулирующие органы;

-клиенты и партнеры предприятия, представляющие данные в электронном виде или на бумажных носителях.

При формировании информационных хранилищ предварительно проводится обследование потенциально интересных внутренних и внешних источников информации, оцениваются потенциальный объем и содержание переносимых в информационное хранилище сведений, требований к структуризации информации и возможности ее поддержания.

Доставка информации. Она может осуществляться из внешних и внутренних источников по выделенным каналам, по глобальным электронным сетям коммерческого или общего назначения, по корпоративным и локальным компьютерным сетям. Для работы с бумажными документами отрабатываются технологии формирования электронных копий в рамках электронного архива. Предусматриваются методы анализа неструктурированной и слабоструктурированной информации, включая ее поиск и доставку по запросу пользователя.

При распределенной архитектуре предприятия и его информационных ресурсов должна быть обеспечена возможность получения информации из различных территориально разнесенных источников.

Управление информацией. Исходные данные, поступающие в систему из различных источников, как правило, фильтруются. В частности, могут осуществляться следующие этапы преобразования:

-фильтрация и агрегирование данных;

-исключение дублирования данных;

-проверка корректности (внутренняя непротиворечивость данных, безопасность внесения данной записи для системы в целом);

-реформатирование (приведение к общему формату в соответствии с принципом интегрированности данных и информации);

-датирование данных (обязательное внесение метки данных в соответствии с принципом историчности).

Целесообразно предусматривать возможность описания различных структур данных (создание и ведение метабазы) как администратором системы, так и конечным пользователем, причем структура данных, видимая с места конечного пользователя, должна быть настраиваема и под определенный тип пользователя, и под конкретную решаемую задачу.

Хранение информации. Информационное хранилище должно быть построено с учетом предметной ориентации данных, историчности, интегрированности и неизменяемости во времени. Данные в информационном хранилище структурированы за счет использования метаданных в зависимости от уровня агрегирования.

Максимальный срок хранения информации обычно составляет для агрегированной информации не менее 10 лет, для детализированной информации - около 4 лет. Исторические данные по истечении определенных сроков могут «складироваться» в общесистемном архиве данных, предназначенном для долговременного хранения, который может создаваться на разнообразных видах носителей (на магнитных лентах, дисковых массивах, в оптических и/или магнитооптических библиотеках и др.). Естественно, в случае необходимости обеспечиваются запрос (например, для ретроспективного анализа временных рядов) данных из архива и добавление их в аналитическую систему, в том числе и в автоматическом режиме.

Для экономии времени пользователя обеспечивается многоуровневое хранение информации. При этом сохраняются как некоторые детальные, так и агрегированные данные. Ввиду сложности многоуровневой структуры информационного хранилища необходимо поддерживать его целостность, т.е. соответствие данных вышележащих уровней нижележащим, а также детальных данных - данным оперативных и других внешних систем.

Для описания правил функционирования информационного хранилища, ведения журнала операций и реализации доступа к информации требуются развитые программно-технологические средства ведения метабазы и поддержания метаданных. Как правило, предусматриваются и согласовываются структуры данных и метаданных как в целом для системы поддержки принятия решений (внутренний стандарт), так и для каждой из рассматриваемых автономных задач в рамках многоуровневой организации хранения информации.

Анализ информации. Как известно, мало собрать информацию и организовать ее хранение, важно уметь пользоваться ею. История учит, что на базе одной и той же информации могут быть сделаны различные, не исключено, что и противоположные выводы.

Основные потенциальные пользователи информационных хранилищ - среднее и высшее звено управления, системные аналитики. Зачастую это неординарно мыслящие люди, многие из которых достаточно эрудированы в области компьютерных технологий и современных аналитических методов. Только небольшая часть их аналитических потребностей может быть предварительно сформулирована, регламентирована и документирована. Поэтому особое место в их работе отводится вопросам анализа, в том числе математической поддержке принятия решений.

Современные информационные системы поддерживают интерпретацию информации как совокупности бизнес-объектов. Это чрезвычайно удобно для непрофессиональных пользователей ЭВМ, поскольку подобные средства позволяют аналитику, а тем более менеджеру воспринимать модель данных в виде списка знакомых и естественных для него объектов, таких как «клиенты», «договоры», «оплата труда» и др.

В то же время более квалифицированный пользователь имеет возможность, описав с помощью встроенного механизма формирования запросов новые функции и представления, сохранить их для использования коллегами.

Особо следует отметить, что аналитиков интересуют не только и, быть может, не столько одномерные (одноаспектные) запросы, сколько сложные запросы с несколькими аспектами анализа и множественными связями. Например, в запросе могут быть наложены ограничения на временной период, перечень продуктов и услуг, подвергающихся анализу, региональные ограничения и т.п. Несмотря на то, что подобные запросы могут быть описаны заранее, делать это не всегда удобно из-за непредсказуемости и множественности запросов. Кроме того, анализ только начинается, но никак не заканчивается констатацией и фиксацией фактов, происходивших в прошлом. Наиболее интересным эффектом от аналитических инструментов является прогноз на будущее и наличие механизмов моделирования по схеме «что будет, если».

Именно на эти возможности и сориентированы многие программные продукты, появившиеся на рынке в последнее время.

Представление информации. Это один из наиболее существенных факторов всей концепции: как известно, «встречают по одежке». Высшее руководство предприятия зачастую видит только этот компонент информационной системы, поэтому успех системы поддержки принятия решений (СППР) во многом связан не только с содержанием, но и с возможностями изобразительного ряда для представления результатов анализа и моделирования.

Пользовательский интерфейс СППР требует особого внимания. Он должен обеспечивать не только автоматический, но и настраиваемый режим для адаптации к меняющимся представлениям пользователя, к новым аналитическим задачам. Интерфейс должен реализовать возможность представления информации в текстовом, табличном и графическом виде. Форма представления информации должна быть удобной для конечного пользователя, дружественной и позволяющей создавать не только промежуточные, но и презентационные материалы. Возможность гибкой настройки должна относиться не только к конечным, но и промежуточным результатам, чтобы обеспечить оперативность верификации и тем самым способствовать снижению вероятности ошибок.

Учитывая потребительскую ориентацию бизнес-систем, интерфейс должен быть локализован, т.е. обеспечивать предоставление конечной продукции на русском языке. Понятно, что возможность многоязычного представления результатов является дополнительным плюсом для компаний, бизнес которых ориентирован на внешний рынок.

Особое значение приобретают наличие расширенного изобразительного ряда, возможности использования разнообразных двух- и трехмерных графоаналитических объектов и специализированной аналитической графики, а также геоинформационной интерпретации результатов анализа. При этом необходимы включение опций настройки экранных форм, выбора типа представления результатов и формирование графического интерфейса с использованием современных возможностей интерактивного общения.

Важное значение имеет легкодоступность системы помощи и обучения работе с СППР, в том числе потенциальное использование гипертекста. Применительно к СППР существенным фактором является реализация многоуровневой и многоаспектной помощи: системной, статистико-математической, экономико-статистической, экспертной и др.

Следующим фактором, влияющим на осмысление ситуации лицом, принимающим решение (ЛПР), является гибкое и настраиваемое использование графического интерфейса. Графическое представление исходных данных и результатов обработки - неотъемлемая часть аналитической системы. Можно сказать, что от полноты, доступности и наглядности исполнения графической части зачастую зависит эффективность системы поддержки принятия решения. При графическом представлении информации особенно важно предоставить пользователю возможность выбирать и выделять из графической совокупности данных один из элементов каким-либо способом: цветом, толщиной линии, специальным маркером и т.п.

Система должна предусматривать наличие большого количества разнотипных двухмерных и трехмерных графоаналитических элементов и специализированной аналитической графики. К последней могут быть отнесены двухмерные и трехмерные линейные, символьные и полостные графики, круговые и квантильные диаграммы, гистограммы, периодограммы и многомерные спектры, корреляционные поля, кубы и т.п.

Система должна содержать настраиваемый генератор отчетов. Желательно наличие систем автоматического формирования отчета по результатам анализа в избранной пользователем форме, а также некоторых других современных возможностей пользовательского интерфейса [1].

 

Ссылка на использованный материал:

1)Методология создания информационных систем: учебное пособие / А.М. Карминский, Б.В. Черников.- 2-е изд., перераб. и доп. - М.: ИД «ФОРУМ»: ИНФРА - М, 2012. - 320 с.: ил. – (Высшее образование).

Вход на сайт
Поиск